Алексей Иванович Водолазко: Достичь чего-то в профессии можно, только целиком посвятив свою жизнь выбранному делу

В сентябре Алексей Иванович Водолазко отпраздновал свой 70-летний юбилей. Почти тридцать лет своей жизни он провел на нашем предприятии. Алексей Иванович прошел путь от заместителя начальника эксплуатационного района до главного инженера «Теплосети». И сегодня он продолжает трудиться в отделе подготовки персонала, взращивая новые кадры для теплоэнергетики и делясь своим богатейшим опытом.

«Теплым известиям» Алексей Иванович рассказал о том, как попал на наше предприятие, на какой должности было интереснее всего работать и дал профессиональный совет для молодых специалистов.

— Алексей Иванович, Вы пришли в «Теплосеть», когда Вам было уже больше сорока лет. Как получилось, что в таком сознательном возрасте выбор продолжения карьеры пал на наше предприятие?

— Все очень просто! Я работал в жилищной системе, был начальником одного из управлений в Красногвардейском районе. Ко мне на прием пришел один из жильцов. Мы с ним решили все интересующие его вопросы.

Он остался доволен. Это был Родичев Леонид Васильевич — главный инженер «Тепловой сети». Он и предложил мне перевестись в «Тепловую сеть».

Леонид Васильевич пригласил меня на Старорусскую, 12, где тогда находилось управление. Сразу объяснил, в чем заключается работа, обрисовал круг задач и даже указал, в каком районе предстояло работать. Так я стал заместителем начальника 3-го эксплуатационного района.

— Вспомните первый свой рабочий день на предприятии. Насколько отличалась работа в энергетике от жилищной сферы?

— 9 марта 1993 года. Планерка, развод. Начал постепенно знакомиться с коллективом. На своем предыдущем месте работы непосредственно с «Теплосетью» не пересекался. В Красногвардейском районе работал с ГУП «ТЭК». Но со спецификой работы был знаком: посещал ЦТП, лично видел дефекты и процесс их устранения, участвовал в гидравлических испытаниях. Конечно, работа в жилищной сфере больше связана с работой с населением, а в «Теплосети» в основном работаешь как раз с жилищниками.

Если сравнивать тогдашний ГУП «ТЭК» и «Теплосеть Ленэнерго», то главное впечатление — это разница в уровне организации работы, на мой взгляд, в «Теплосети» уровень был на порядок выше.

— Сейчас эти впечатления не изменились?

— Уровень организации даже вырос, а процесс работы очень сильно изменился. Тогда, в начале 90-х, в районах была пятидневка. Не было круглосуточного дежурства по семь дней в неделю. Причин тому несколько.

Во-первых, сети в 3-м эксплуатационном районе тогда были значительно моложе (дефектов было не так много). Во-вторых, в субботу и воскресенье районы прикрывали аварийно-восстановительные бригады, которые подчинялись непосредственно диспетчерской службе. А отдельная аварийно-восстановительная служба дежурила в выходные, прикрывая службу ремонтов.

Главное, что в то время на балансе предприятия не было внутриквартальных сетей.

В 2010 году, после приемки на баланс квартальных тепловых сетей от ГУП «ТЭК СПб», эксплуатационные районы и основные структурные подразделения «Теплосети» перешли на круглосуточный режим работы.

И конечно, технический прогресс отразился на всей нашей работе. Когда я пришел в 3-й эксплуатационный район, не у всех бригад были рации, сотовых телефонов вообще не существовало. Оснащенность бригад была очень скудной. Сейчас в районах свои спецмашины, экскаваторы, комфортные фургоны для персонала — в этой части, можно сказать, произошли существенные изменения.

Компьютеров тоже не было. Заявки заполнялись вручную. Первый компьютер пришел в район в только в 1994 году. Только-только стали появляться сотовые телефоны.

— Изменился ли подход к работе с развитием технологий со стороны коллектива?

— 90-е годы были сложным периодом для страны. Но «Теплосеть» тогда была настоящим островком стабильности. Достаточно высокая заработная плата, постоянная и важная работа. Коллектив района тогда, мягко говоря, был не совсем ровный. Трудовая дисциплина «хромала» и нуждалась в «лечении». За год работы удалось избавиться от балласта. Пришли новые люди, окреп костяк коллектива.

Если судить в целом о предприятии, то отношения в коллективе отличаются взаимовыручкой, дружбой между сотрудниками. Присутствует здоровая конкуренция.

Этому во многом способствуют мероприятия, проводимые администрацией и профсоюзной организацией.

— За тридцать лет Вы успели поработать на разных должностях: от заместителя начальника района до главного инженера предприятия. На какой из них Вам было наиболее интересно работать?

— Первые годы в «Теплосети», естественно, были очень интересными. Работа в районе была в новинку, были поставлены задачи по формированию нового коллектива. Нужно было максимально вникнуть во все процессы, разобраться, понять.

Конечно, самым насыщенным и интересным с профессиональной стороны стал период работы главным инженером. Больше возможностей, больше ответственности, расширился кругозор. И это требовало от меня большей отдачи, личного развития. Кстати, в тот период начались международные командировки, которые помогли понять, насколько в мире развита сфера энергетики.

— Есть ли примеры технологий или подходов к работе, которые были заимствованы у зарубежных коллег?

— В тот период удалось посетить Финляндию, Венгрию. Знакомились с работой коллег в других городах РФ, принимали в «Теплосети» коллег из стран ближнего зарубежья, из Австрии, Германии, Дании. В 90-е годы только-только стали появляться трубы в пенополиуретановой изоляции с системой оперативно-дистанционного контроля (ОДК), сильфонные компенсаторы, шаровые краны, неподвижные опоры заводского изготовления и ряд других новинок. Все это внедрялось на нашем предприятии в рамках реконструкции и капитального ремонта тепловых сетей.

Конечно, климатические условия в Санкт-Петербурге и зарубежных странах, где удалось побывать мне и моим коллегам, различны. Поэтому и организация работ также отличалась. Нельзя сказать, что мы на этом фоне выглядели блекло. А с точки зрения оперативности в решении вопросов, связанных с восстановлением теплоснабжения и горячего водоснабжения после технологических нарушений, мы были на высоте.

— Все Ваши коллеги помимо профессиональных качеств отмечают удивительное спокойствие, которые Вы излучаете. Как в такой напряженной работе его сохранить?

— Приведу пример времен работы в жилищной сфере. По работе пришел на прием к директору одного из производств сантехнического оборудования. У него шла планерка. И из кабинета выходили люди, бледные, некоторые хватались за сердце, пили успокоительные лекарства. На этом предприятии был такой формат общения с подчиненными. Заслуженно или незаслуженно — трудно сказать.

Для меня это стало уроком: на работу нужно идти не как на каторгу, а как на благородное дело, с хорошим настроением. Если держать в страхе подчиненных, то в конце концов можно остаться одному на предприятии.

Есть другие способы общения с коллегами. Спокойно убеждать, показывать важность работы каждого сотрудника, акцентировать внимание на общей цели и социальной миссии.

— Можно ли сегодня привлечь молодых специалистов в «Теплосеть» общей целью и важностью задач, стоящих перед предприятием? Какой совет Вы бы дали тем, кто выбрал для себя путь теплоэнергетика?

— Конечно, можно. Молодежь готова работать. Важно понимать, что если ты выбрал для себя какую-то профессию, то правильно будет вникнуть в ее суть, досконально разобраться, начать развиваться, повышать квалификацию и стать экспертом в своей области. Достичь чего-то серьезного в профессии можно, только целиком посвятив свою жизнь выбранному делу.

Сегодня «Теплосеть» дает такую возможность. Сейчас я работаю в отделе по подготовке персонала и лично вижу, как растут и развиваются перспективные кадры.

Главное, чтобы у сотрудника было желание и усердие. Тот, кто скачет с места на место, как правило, ничего не добивается в профессиональном плане.